Приветствую Вас Гость | Вход
Меню сайта
Художники
Разное
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вы можете получить WM-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек один раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

Картина
Алексеев Ф.Я.

 

Алексеев Ф.Я.Биография художника

 

Федор Яковлевич Алексеев является  первым, в истории  русской живописи, мастером  городского пейзажа.
 
Его отец служил сторожем в Академии Наук, которая в середине 18 века являлась  ведущим художественным центром. Отец мальчика - Яков Алексеев отдает сына в Академию художеств.
 
В период с 1766 по 1773 года Алексеев  учился в Академии Художеств.
 
В 1767 был в числе учеников класса орнаментной скульптуры, которым руководил Луи Роллан, далее в «живописном классе» у Г.Фандерминта и А.Перезинотти.
 
В 1773 г.  художник получил малую золотую  со шпагой за программный пейзаж. В честь этого события его отправляют  в Венецию заниматься живописью театральных декораций.
 
В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Но вскоре он бросил всех учителей и самостоятельно обратился к распространенному в Венеции городскому пейзажу.
 
Он изучает  знаменитых пейзажистов А. Канале, Ф. Гварди, увлекается видовыми и фантастическими гравюрами Д. Б. Пиранези. По возращении  на родину ему  не предложили никакой программы на получение академического звания. Его направляют  работать декоратором при театральном училище, где он работает в период с 1779 по 1786 года.
 
Работая в училище, он копирует пейзажи А. Канале, Б. Беллотто, Г. Робера и Ж. Берне из собрания Эрмитажа. Благодаря этому он бросает ненавистную работу.  Копии были очень удачными и принесли большой успех художнику. Они принесли художнику славу «российского Каналетто» и долгожданную возможность перейти к писанию оригинальных пейзажей.
 
Среди его работ 1790-х гг. особенно известны «Вид Петропавловской крепости и Дворцовой набережной»  и «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости». Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками.
 
За картину «Вид Дворцовой набережной от Летнего сада до Мраморного дворца» в 1794 году Академия художеств присвоила Алексееву звание академика и его отправили на юг России «для снятия видов местностей», которые в 1787 году посетила Екатерина II.
 
Путешествие длилось 2 года, и художник создал множество акварелей, по которым уже в Петербурге написал картины маслом: «Вид города Николаева», «Вид города Бахчисарая» и другие. Лучшим получился «Вид города Бахчисарая». Так появляются пейзажи южных городов - Николаева, Херсона, Бахчисарая.
 
В картинах южного цикла есть некие общие черты, которые позволяют судить о движении художника от перспективы к классицистической организации холста. Композиция организована четко и логически ясно.
 
И еще одна характерная особенность южных картин  -  появление стаффажа. Все детали  изображены весьма  живо, образуя занимательные жанровые сценки. Они выполняют  функции своеобразных единиц масштабности, позволяющих представить размеры построек, площадей, высоту деревьев.
 
Начиная с этих работ стаффаж стал обязательной деталью всех работ художника. Он как бы «заселяет» людьми и постройками город. Это не просто миражи,  это прочные строения из камня, населенные многими людьми.
 
В 1800 году по просьбе  императора Павла I,  Алексеев пишет виды Москвы. Картины свои Алексеев писал на основе детально проработанных акварельных этюдов с натуры. Художник увлеченно изучает старинную  русскую архитектуру.
В Москве он живет больше года. Здесь он создал ряд картин и множество акварелей с видами московских улиц, монастырей, предместий, но главным образом - разнообразные изображения Кремля.
 
Образ сказочного, святого русского города поразил людей. Московские работы привлекли к Алексееву огромное количество заказчиков, среди которых оказались знатнейшие вельможи и члены императорской семьи.
 
 В 1802 году Алексеев становится  главой  класса перспективной живописи в Академии Художеств. Среди его учеников были Сильвестр Ф.Щедрин и М.Н.Воробьев.
 
Он  вновь возвращается к любимой им теме Петербурга. Теперь его пристрастие к гармонии целостного пространства картин у художника сменилось большим интересом к людям, их жизни на фоне  роскошных дворцов Невы. Люди с их повседневными делами занимают теперь весь передний план картин. Таковы «Вид Английской набережной со стороны Васильевского острова», «Вид на Адмиралтейство и Дворцовую набережную от Первого кадетского корпуса», «Вид Казанского собора в Петербурге», «Вид на Стрелку Васильевского острова от Петропавловской крепости».
 
Его привлекал пейзаж, в котором огромную роль играла архитектура. Он много путешествовал и уже в начале XIX века написал виды провинциальных городов России и Москвы.
 
Наиболее известные работы мастера: «Соборная Площадь в Московском Кремле» (1780-е), «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794), «Вид на Воскресенские и Никольские ворота от Тверской улицы в Москве» (1811).

Умер он в бедности, в Петербурге, 11 ноября 1824 года, оставив большое семейство без средств. Академия выдала деньги на его похороны и пособие вдове и малым детям.
 
Алексеев — первый в русской живописи мастер городского пейзажа. В лиричных, с большой тонкостью исполненных картинах он запечатлел строгий облик Петербурга, живописную красоту Москвы, поэзию повседневной городской жизни.

 

 

Ниже  представлен  список  некоторых  картин  из  творчества  Ф.Я.  Алексеева.

При нажатии на название картины в новом окне откроется ее репродукция.

 

Коломенское
Красная площадь в Москве
Вид на биржу и Адмиралтейство
Казанский собор
Соборная площадь в Московском Кремле
Вид от Лубянки на Владимирские ворота
Спасские ворота
Ивановская площадь
Благовещенский собор и Грановитая палата
Троице-Сергиева лавра
Новоиерусалимский монастырь
Сделать бесплатный сайт с uCoz