Биография художника
Апполинарий Михайлович Васнецов родился 6 августа (25 июля.) 1856 года в небольшом селе Рябове Вятской губернии в многодетной семье священника. Младший брат знаменитого Виктора Васнецова, известный гораздо менее, Апполинарий Васнецов отнюдь не был его робкой тенью, а обладал вполне самобытным дарованием.
Детские годы Аполлинария были омрачены большим горем: в 1866 году скончалась его мать, а в 1870 - отец; в тринадцать лет будущий художник остался круглым сиротой.
В 1872 году Апполинарий, окончив Вятское духовное училище, по настоянию брата переезжает в Петербург. Первые три года жизни в столице будущий художник под руководством брата активно готовится к поступлению в Академию художеств; он много рисует, знакомится с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. М. Максимовым и другими художниками, набирается знаний, увлекается литературой, историей, естествознанием.
В 1875 году Апполинарий возвращается в Вятку для сдачи экзамена за курс реального училища с тем, чтобы в последующем иметь право поступления в Академию художеств.
В 1878 году А. Васнецов покидает деревню, уезжает в Москву, к брату, и с тех пор уже все свои силы безраздельно отдает искусству, близкому и понятному народу, воспевая родную природу, талантливо воссоздавая картины прошлого своей страны.
Уже в первые годы пребывания в Москве у художника появляется особый интерес к ее архитектурным памятникам, который впоследствии вылился в серьезное увлечение, определившее одну из существенных сторон его творчества.
В Москве Васнецов начал усиленно заниматься живописью, как бы стремясь наверстать потерянное время. По мотивам вятской природы он пишет небольшие картины. "Вятский пейзаж" (1879, Уфимский художественный музей), "Пасека" и "Старая дорога", которые мало отличаются от его ранних живописных произведений. Цвет в них еще глухой, манера письма однообразная, остается та же тщательная, протокольная выписанность деталей.
Долгие годы постоянным наставником и по существу его основным учителем был брат Виктор Михайлович. Под его руководством Апполинарий много и упорно работал, достигая все более заметных успехов. К 1879 году относится самый ранний из московских этюдов - "Вид на Крымский мост", "Кремль и храм Спасителя со стороны Нескучного сада". В этой работе можно усмотреть некоторое влияние видописных пейзажей Москвы Ф. А. Алексеева и особенно М. Н. Воробьева.
Бедственное материальное положение вынудило начинающего художника ради заработка выполнять рисунки для московской иллюстрированной газеты Гатцука, а затем и для петербургских журналов "Всемирная иллюстрация" и "Живописное обозрение". В этих журналах Васнецов сотрудничал до 1886 года.
Одной из удачных композиций является "Русская зима" (журн. "Всемирная иллюстрация", 1883, № 729). В ней правдиво изображены типичные сценки из жизни русской деревни в зимнее время, связанные с праздниками и с трудовыми буднями крестьян. Здесь и гаданье девушек на святках, и толпа ряженых, с шумом вваливающихся в избу ("Святки"), и русская тройка, и катанье с гор на санях ("Широкая масленица"), и крестьянин на розвальнях, отправляющийся в лес за дровами. С большим настроением передает Васнецов пустынные просторы севера, занесенную снегом деревушку, мимо которой лишь иногда промчится одинокая кибитка, сопровождаемая воем голодных волков, или понуро пройдет крестьянский обоз, направляющийся в дальний путь ("На далеком Севере", "Царство снегов", "Северная ночь", "В дальний путь").
С 1882 года Васнецов ежегодно проводит лето на даче у В. М. Васнецова в селе Ахтырка, расположенном близ Абрамцева, имения известного мецената Саввы Ивановича Мамонтова. Живописная природа, окружавшая имение, и артистическая обстановка, господствовавшая там, способствовали творческому росту художника. Летом 1882-1885 годов в Абрамцеве А. Васнецов пишет серию этюдов. Многие из них уже отличались несомненными живописными достоинствами ("Вид усадьбы", "Лесной берег", "Лесная тропинка" и другие).
В Абрамцеве же Апполинарий Михайлович начинает писать небольшие этюды облаков. Художник многократно запечатлевает на холсте их постоянно меняющуюся форму, освещение, характер и цветовую гамму. Он всегда считал небо одним из важнейших элементов пейзажа. Изображение его позволяло передать и определенное время дня, и общее "настроение" в картине.
А. М. Васнецов по мере своих сил принимал деятельное участие в мамонтовском кружке: написал декорацию "Слобода Берендеевка" к спектаклю "Снегурочка", выполнял эскизы мебели для художественно-столярной мастерской, посещал литературные и музыкальные вечера. Несколькими годами позже он создал декорации к операм "Иван Сусанин" и "Хованщина" для Московской частной оперы.
С 1883 года А. Васнецов начинает показывать свои произведения на выставках Товарищества передвижных художественных выставок. В том же году чуткий ко всему новому П. М. Третьяков приобретает у него для своей галереи пейзаж "Серый денек" (1883). Для молодого художника это была, несомненно, большая творческая победа. Он становится все более широко известным мастером-пейзажистом.
В 1888 году за картину "Днепр перед бурей" его принимают в члены Товарищества передвижников. Вступление Васнецова в 1888 году в члены Товарищества передвижных художественных выставок и участие на выставках в пору расцвета живописи передвижников имело для него большое значение.
Последующим шагом в творческом развитии Васнецова-пейзажиста были картины "Родина" и "После дождя", очень схожие по мотиву, содержанию, размеру и живописной манере.
Самобытность творческого пути художника окончательно определяется в 1890-е годы. После неоднократных поездок по Северу и Уралу Васнецовым был создан цикл своеобразнейших пейзажей большого эпического звучания и размаха: "Тайга на Урале. Синяя гора" (1891), "Горное озеро. Урал" (1892), "Сибирь" (1894), "Кама" (1895), "Озеро в горной Башкирии" (1895) и другие.
Совершенно иного плана картина этого же периода "Элегия" (1893), удостоенная большой серебряной медали на Всемирной выставке в Париже. В этом произведении нашли отражение настроения определенной части русской интеллигенции, испытывавшей в то сложное, полное противоречий время чувства непонятости, одиночества и обращавшейся к символизму в искусстве.
В 1899 году появляется одно из самых характерных для Васнецова эпических полотен - картина "Северный край. Сибирская река", которая была экспонирована на XXVII выставке Товарищества передвижников в Петербурге.
1890-е годы и первое десятилетие XX века - пора расцвета таланта художника. "За известность на художественном поприще" 30 октября 1900 года Академия художеств признала А. М. Васнецова своим академиком, а 27 октября 1903 года он был избран действительным членом Академии.
К 1900 году Л. М. Васнецов становится известным художником. Его картины пользуются успехом у публики, и около десяти произведений его приобретено Третьяковской галереей.
Обогащенный творческим опытом и длительной практикой живописца, Васнецов начинает свою плодотворную, многолетнюю преподавательскую деятельность в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Было это в 1901 году. А. М. Васнецова пригласили стать во главе пейзажного класса Училища на место умершего И. И. Левитана.
Работая с начинающими художниками, проникаясь их настроением, Васнецов испытывает новый прилив творческих сил. В 1902 году он создает одно из своих самых проникновенных полотен - "Озеро".
В таких произведениях, как "Кама", "Тайга", "Северный край", "Горное озеро в Башкирии", "Озеро", Апполинарий Васнецов предстает мастером уже своей совершенно зрелой творческой поры, живописцем с совершенно отчетливо сложившейся индивидуальностью. Названные полотна являются в полном смысле слова вершиной творчества А. М. Васнецова как пейзажиста; они вносят значительный вклад в развитие всей русской пейзажной живописи.
В то же время на рубеже XIX и XX веков, формируется, наконец, самое оригинальное и специфическое направление творческой деятельности художника: он приступает к созданию обширнейшей серии исторических полотен, рисунков и акварелей, исполняет произведения, в которых встает уже совершенно особый мир - Древняя Русь, старая Москва. В картинах из истории Москвы Васнецов выступил основоположником исторического пейзажа - особого жанра в русской живописи, воссоздающего облик древних русских городов на основе исторических документов и археологических изысканий.
Начало работы Васнецова над старой Москвой относится к 1891 году, когда художник выполнял иллюстрации к "Песне о купце Калашникове" для юбилейного издания сочинений М. Ю. Лермонтова. Нужно было дать несколько рисунков на темы "Москва в XVI веке. Вид на Кремль из Замоскворечья", "Возвращение Иоанна Грозного с поединка на Москве-реке между купцом Калашниковым и Кирибеевичем" и "Красная площадь" .
Многие исторические рисунки А. Васнецова и особенно поздние его произведения исполнены в излюбленной художником смешанной технике, сочетающей рисование углем, итальянским карандашом и акварельными красками; встречаются сочетания акварели и туши, акварели, угля и белил, к чему все чаще обращались в начале XX века Валентин Серов, Александр Бенуа и другие мастера.
Архитектурный исторический пейзаж неразрывно связан с человеком. И люди, как правило, у Васнецова вовсе не кажутся статистами: настолько живы, естественны их действия, убедителен внешний облик, раскрывающий в известной степени их внутреннее состояние, чувства, настроение.
Подлинно творческое вдохновение подсказало Васнецову решение одной из его лучших акварелей - "Площадь Ивана Великого в Кремле" (1903), подкупающей удивительно радостным, бодрым ощущением зимнего дня. Легкий, сверкающий белизной свет лежит на домах и колокольнях. Едут сани и пестрые возки, толкуют между собой важные бояре в высоких меховых шапках, скачет на палочке оборванный нищий-юродивый... И все это - на фоне великолепной древнерусской архитектуры, по-праздничному торжественной и величавой.
В акварели "Уличная решетка. Ночь" (1903) показан стынущий в зимней ночи древний город с улицами и постройками, деревянными изгородями, залитый холодным светом луны, и с мрачными силуэтами сторожей, от которых опять-таки веет чем-то щемяще-тревожным.
В этих произведениях перед нами последовательно предстает жизнь древней русской столицы: то свежий, играющий ясными зимними красками день в многолюдном Кремле, то вечернее время на улицах медленно засыпающей Москвы, то студеная тревожная лунная ночь замершего города...
Наиболее излюбленной темой исторического цикла работ А. Васнецова была Москва XVII столетия - эпохи, которую сам художник изучал и любил больше всего. Однако в целом охват интересующих его исторических периодов у этого художника-ученого был, конечно, более широким. Так, например, создавалась в 1920-х годах последовательно задуманная художником серия акварелей с видами Кремля от строительства первых деревянных стен до его расцвета в XVII веке.
Достоинства лучших исторических картин и акварелей Васнецова заключаются не только в теплоте чувства художника, в отсутствии ощущения холодности "реконструкций", но и в свежести их исполнения. Большинство исторических архитектурных пейзажей выполнено без излишней натуралистической детализации.
В 1912 году А. М. Васнецов едет с семьей за границу. Он побывал на северных итальянских озерах и в Швейцарии. "Впечатление от Швейцарии осталось неизгладимое",- вспоминал художник. От этой поездки сохранилось несколько интересных пейзажей:
"В Альпах", "Флоренция", "На озере Комо", "Долина Лаутербруннен", "Пнтерлакен", "Юнгфрау" и другие.
В сравнении с этюдами первого заграничного путешествия здесь прежде всего обращает на себя внимание изменение тематики этюдов. Если в 1898 году взгляд художника приковывали отдельные исторические памятники архитектуры - "Остатки дворца Августа", "Храм Геркулеса", "Колонна Фоки на Форуме" и т. п.,- то теперь он стремится передать современную природу Италии и Швейцарии. Кроме того, эти этюды более совершенны по мастерству исполнения. В них нет той растерянности в передаче ошеломившей художника красочности южной природы, которая имела место в предыдущую поездку.
По возвращении на родину Васнецов, как и прежде, много путешествует по России, забираясь с этюдником в самые глухие уголки. И где бы ни писал свои этюды художник, он всегда удивительно верно умел передать ландшафт местности. Глядя на его картины и этюды, никогда нельзя спутать характер изображаемой им местности - Урала, Кавказа, Украины, Средней России и т. п.
Природа Севера и Урала по-прежнему часто привлекает внимание художника, о чем свидетельствуют написанные в эти годы картины: "Ночь на озере" (1905), "Из уральских воспоминаний" (1907), "Безмолвие северной ночи" (1911) и другие.
С 1903 по 1917 год Апполинарий Михайлович каждое лето жил под Клином в имении В. И. Танеева (брата композитора С. И. Танеева). Имение было очень живописно, с прудами и старым парком екатерининских времен. Оно соседствовало с усадьбой П. И. Чайковского. Там художником было создано большое количество картин-этюдов. Все они написаны в свободной манере. Широкие мазки, смело положенные на холст, воссоздают все великолепие подмосковной природы. Полотна яркие по цвету, полные жизнерадостности и оптимизма. В них прекрасно передана игра светотени, много солнца, воздуха. Судя по этим этюдам, чувствуется, что в Демьянове художник работал с огромным увлечением, любовью к этому очаровательному уголку Подмосковья. Особенно удачны пейзажи "В тени лип", "Заколоченный дом", "На погосте", "Царский пруд", "Пруд и подземелье", "Дорога через Зверинец", "Демьяновская церковь и приходская школа".
Демьяновские этюды по мотивам близки абрамцевским, но в них нет величия широких просторов. Они отличаются большей интимностью и простотой. Демьяновские этюды несравненно сильнее по технике исполнения. Это этюды мастера, прекрасно чувствующего цвет, который приобретает здесь особую насыщенность и чистоту.
Апполинарий Михайлович Васнецов был одним из тех русских художников, которые не только приняли Великую Октябрьскую социалистическую революцию, но и вложили немалый труд в становление молодой советской культуры. Он много работал в различных творческих комиссиях, продолжал свою деятельность и как художник и как ученый-археолог. По свидетельству современников А. М. Васнецов являлся одним из самых активных членов общества "Старая Москва", он принимал личное участие в археологических раскопках, неутомимо, строго исторически, научно пополняя свои и без того обширнейшие знания, касающиеся архитектуры, жизни и быта древней Москвы. Достаточно сказать, что даже в самые последние годы своей жизни А. Васнецов не упускал возможности археологических изысканий, спускаясь в шахты и котлованы строившегося в начале 1930-х годов Московского метрополитена. Изучая древние планы, летописи, свидетельства иностранных путешественников, А. М. Васнецов создавал ценнейшие в своем роде произведения. Недаром его называли и знатоком, и певцом древней Москвы.
С 1918 по 1929 год Апполинарий Михайлович был председателем, а потом почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Работал он в этой комиссии с огромным увлечением и любовью.
Умер Апполинарий Михайлович Васнецов в 1933 году на семьдесят седьмом году жизни.
Ниже представлен список некоторых картин из творчества А.М. Васнецова.
При нажатии на название картины в новом окне откроется ее репродукция.
В Московском Кремле
Красная площадь
Новгородский торг
Основание Москвы
Древнерусский город
Скит
Новодевичий монастырь
Северный край
Старый дом
Шум старого парка
Беседка на кургане
Валдайский монастырь
За варкой варенья
На погосте. Демьяново
Московский Кремль при Иване 3
Оборона Москвы от нашествия хана Тохтамыша