Приветствую Вас Гость | Вход
Меню сайта
Художники
Разное
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вы можете получить WM-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек один раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

Картина
Главная » Статьи » Мои статьи

Французские маринисты

 

Марина — морской вид — это жанр пейзажной живописи, сложившийся в европейском искусстве XVII века, получивший развитие в XVIII столетии прежде всего в творчестве французских художников. Полотна Верне и Волера, Лакруа и Хю украшали залы дворцов, кабинеты домов знатных горожан, собрания музеев. Тогда коллекция живописи считалась неполной, если отсутствовало хотя бы одно произведение Верне. Популярность марины объясняется не только мастерством художников, но и возросшим в ту эпоху интересом к путешествиям, дальним странам, природе.
XVIII век — эпоха Просвещения, время подготовки и осуществления французской революции, расцвета науки, философии, литературы, разных видов искусств. Просвещение выдвинуло замечательных философов-материалистов, труды которых посвящались постижению законов окружающего мира, определению места человека в нем. В этот исторический период особенно острый характер приобретает борьба против абсолютизма, засилья церкви, за торжество разума, передовых идей, направленных на преобразование господствующего строя. Важнейшим фактом общественной деятельности французских просветителей стало создание энциклопедии, в которой отразились достижения французской науки и культуры того времени.
Французская наука XVIII века значительно обогащается сведениями о флоре и фауне разных стран, нравах и обычаях различных народов. Знаменитый натуралист Бюффон организовал в Париже музей «Сад короля и Кабинета естественной истории», куда отовсюду присылали минералы, гербарии, редкие растения. Со всех путешественников-натуралистов и мореплавателей Бюффон взимал, как дань, сведения об их открытиях, описания природы, путевые заметки. Книги о путешествиях издавались в большом количестве и вызывали неизменный интерес. Аббат Прево собрал и выпустил «Всеобщую историю путешествий» в нескольких томах. Известный мореплаватель Бугенвиль, открывший остров Гаити, опубликовал свое «Кругосветное путешествие».
Морская тематика проникала и в художественную литературу. Выходят в свет романы Алена-Рене Лесажа «Приключения Робера Шевалье, прозванного Бошеном, капитана флибустьеров, в Новой Франции» и Бернардена де Сен-Пьера «Поль и Виргиния».
В начале XVIII века из французских живописцев маринистикой занимался только Адриен Манглар (1695—1760), проживший всю жизнь в Италии. Славную память о себе он оставил не столько произведениями, сколько тем, что был другом и учителем молодого и более одаренного соотечественника Клода-Жозефа Верне (1714—1789). В 1734 году Верне прибыл в Италию морем. С этим путешествием связывают романтический эпизод, происшедший с ним. Рассказывают, что Верне остался на палубе корабля во время шторма, велел привязать себя к мачте и наблюдал проявление бушующей стихии. Утверждали даже, будто он делал при этом зарисовки. Во всяком случае, так изобразил художника на своем полотне его внук Орас Верне.
В Италии Верне прожил около двадцати лет и приобрел здесь поистине всеевропейскую славу. В это время Рим особенно притягивал молодых художников яркими красками южной природы, античными руинами, наследием великих мастеров прошлого.
Верне внимательно изучал творчество итальянских предшественников и старших современников: романтические пейзажи Розы, архитектурные фантазии Пиранези, городские виды Ванвителли, меланхолические «руины» Паннини.
Итальянские впечатления оказались настолько сильными, что не покидали мастера до конца жизни. В Италии сложилась тематика произведений Верне: марины, изображающие четыре времени суток — утренние туманы, полуденный зной, солнечные закаты, лунные ночи; пейзажи с архитектурными памятниками Рима; виды римской Кампаньи, реальные и воображаемые морские порты; романтические нагромождения прибрежных скал.

Сильное впечатление произвело на молодого художника искусство Сальватора Розы, так же, как Верне, тяготевшего к непосредственному наблюдению натуры. Под влиянием итальянского мастера формировалась живописная манера французского художника: простота форм, прозрачные краски в передаче далей и плотная живопись переднего плана, нюансы коричневых, охристых и оливковых тонов. Все эти особенности можно уже обнаружить в ранних картинах Верне «Морской берег около Анцио» и «Утро в Кастелламаре».

 

 

 

Клод-Жозеф Верне    «Морской берег около Анцио»

 

Не такие ли работы Верне, тонко передающие состояние природы, вспоминал замечательный английский художник Д. Рейнолдс, когда, спустя тридцать лет, обращался к одному начинающему маринисту: «...я советую всем... принести вашу палитру и ваши карандаши на берег моря. Именно так поступал Верне, с которым я познакомился в Риме. Там он показал мне свои живописные этюды, которые поразили меня той особенной правдивостью, какой обладают только произведения, выполненные под воздействием первого впечатления».

 

 

 

 

Клод-Жозеф Верне    «Итальянская гавань»

 


«Итальянская гавань» относится к концу пребывания Верне в Италии. Обращает внимание растущий интерес художника к введению в пейзажи жанровых сцен. Порой они играют не менее значительную роль, чем изображение природы. Передний план «Итальянской гавани» заполнен группами людей: это рыбаки, вытаскивающие сети из воды, торгующие рыбой женщины. Здесь же Верне представил и свою семью — жену Вирджинию и сына Ливио, которые покупают рыбу. После возвращения художника на родину жанровые сцены в его картинах становятся еще более разнообразными.
В 1753 году он получает почетный королевский заказ на создание живописной серии видов главных морских портов Франции. Пишет пейзажи, точно воспроизводящие гавани с прилегающими улицами и портовыми сооружениями: складами, артиллерийскими
парками, таможнями, причалами, маяками. Эти полотна почти трехметровой длины запечатлели панорамы французских портов. Художник населил их восточными купцами в живописных одеждах, жителями французских провинций в национальных костюмах, знатными дамами и кавалерами, прогуливающимися по набережным, артиллеристами, суетящимися около орудий. Дидро так писал о картинах Верне в своих «Салонах»: «...Он начинает с создания местности и имеет в запасе мужчин, детей, женщин, которыми он населяет свой холст, как населяют колонию; затем он дает им погоду, небо, время года, счастье, несчастье — что ему нравится...»
Случалось, Верне изображал в пейзажах не только свою семью, но и себя с неизменным альбомом для зарисовок, которые он постоянно делал с натуры.
Воспоминания об Италии не оставляли Верне во Франции. Он продолжал писать приморские виды, по прихоти фантазии соединяя в них различные постройки и памятники, что было характерно для пейзажной живописи XVIII века.
У Верне был свой метод работы над картиной. В одном из писем он рассказывает об этом: «У меня нет обыкновения делать эскизы к моим картинам, и я их никогда не делаю. Обычно я представляю себе на полотне композицию своей картины и сейчас же пишу ее красками, пока еще не остыл пыл воображения: тогда я сразу вижу все, что должен сделать, и затем компоную; но я уверен, что если бы я сделал даже небольшой эскиз, я не только не вложил бы в него всего того, что могло быть в картине, но, наверное, потерял бы весь огонь вдохновения, и большая картина от этого станет лишь холодной. Это было бы подобно своего рода копии, которая меня могла бы связать. Я был бы так же связан, если бы мой эскиз был предварительно одобрен; а не подлежит сомнению, что при его увеличении мне могут прийти в голову кое-какие изменения, но я не осмелюсь внести их из боязни, что они не совпадут со вкусом заказчика».
Отдавая дань современным вкусам, Верне зачастую повторял себя, изображая во множестве: эффектные ночи над морем, закаты, восходы, кораблекрушения, ночные пожары. Богатством цветовых оттенков привлекает «Вход в Палермский порт при лунном освещении». Подобные сюжеты позволяли передать одновременно и зеленоватое свечение луны, отражающееся в морской глади, и красноватое пламя костра, роняющего отблески света на людей и камни набережной, и вкрапленные в ночную тьму случайные огоньки кораблей.
В поздний период творчества Верне все большее значение приобретают патетические сцены кораблекрушений с драматическими или сентиментальными эпизодами спасения утопающих, которые служат контрастом к картинам умиротворенной природы. «Кораблекрушение» может быть отнесено к лучшим произведениям такого рода. Вся сцена будто охвачена вспышками молнии из мрака ненастной ночи.

 

 

 

 

Клод-Жозеф Верне    «Корабле­крушение»

 

К этому жанру примыкает одна из самых примечательных картин Верне, написанная в последний год его жизни - «Смерть Виргинии». Она послужила образцом для многих романтических «кораблекрушений» его последователей.
В собрании музеев России немало произведений Верне и его последователей. Их картины оказались в России главным образом в конце XVIII — начале XIX века. В то время маринистика наибольшим успехом пользовалась в России и Англии. Интерес к искусству французских художников в этих странах объясняется не только модой, но в основном — привлекательностью морской темы, подогретой военными успехами русских и англичан на море.
Конец XVIII и начало XIX столетия ознаменовались блистательными победами русского флота в войне с Турцией. Это нашло немедленный отклик в искусстве. Художники стали получать заказы на изображение морских сражений. Разгром турецкого флота русской эскадрой в Чесменской битве запечатлел в серии полотен немецкий художник Я. Ф. Хаккерт. Такой же заказ получил и ученик Верне П.-Ж. Волер (1729—1802). Он написал две картины на эту тему, ранее украшавшие зал Морского кадетского корпуса в Петербурге.
Это был наиболее талантливый из последователей Верне. В молодости он помогал учителю в работе над серией видов портов Франции. Но позже покинул родину и жил в Италии. Будучи в Неаполе, художник не раз оказывался свидетелем извержений Везувия. Это зрелище настолько впечатлило живописца, что он написал множество видов огнедышащей горы, воспроизводя, подобно Верне, эффекты ночного освещения. В Эрмитаже хранятся два «Извержения Везувия», на которых автор подробно сообщал, какого числа они произошли (14 мая 1771-го и 8 августа 1779-го), и при этом не без гордости отметил, что они «написаны с натуры». Столб пламени и раскаленных камней вырывается из жерла вулкана в ночное небо, облака газа, озаренные красными отсветами, окутывают склоны. Множество любопытных на берегу и в лодках наблюдают это зрелище. Кажется, что вода залива превратилась в раскаленную лаву.

 

 

 

 

Пьер-Жак Волер  «Извержения Везу­вия»


Эти огромные полотна в два — два с половиной метра высотой пользовались большим успехом, поэтому существует ряд их повторений и вариантов. Волер писал также прибрежные виды, гавани, кораблекрушения, удачно подражая учителю. Однако в его творчестве встречаются и вполне самостоятельные композиции. К их числу принадлежит картина «Абордажный бой», представляющая сцену схватки между пиратским судном и турецкой фелукой.

 

 

 

 

Пьер-Жак Волер  «Абор­дажный бой»


Подобной же тематике отдавал предпочтение другой, более молодой ученик Верне Ж.-Ф. Хю (1751 —1823). Он настолько преуспел в батальной живописи, что был привлечен морским министром Франции к созданию галереи картин, представляющих морские сражения.
Ш.-Ф. Лакруа (1700—1782) был на четырнадцать лет старше Верне и, тем не менее, считал его своим учителем. Как другие французские художники XVIII века, он жил и работал в Италии, возвратившись во Францию лишь в конце жизни. Творчество Лакруа мало изучено. Он писал морские виды и пейзажи в духе Верне, но в отличие от своего прославленного современника отдавал предпочтение архитектурным фантазиям.

 

 

 

 

Шарль-Франсуа Лекруа  «Морской залив»

 


Верне, Волер, Хю, Лакруа - с этими живописцами во Франции завершилась самая блестящая эпоха маринистики. В XIX веке эти мастера вышли из моды. На полтора столетия интерес к Верне и его последователям угас и начал возрождаться только в наши дни.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sab (03.07.2016)
Просмотров: 958 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024