Приветствую Вас Гость | Вход
Меню сайта
Художники
Разное
Вход на сайт
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вы можете получить WM-бонус в размере 0,01-0,10 WMR на свой кошелек один раз в сутки

Кошелек
Код Защитный код

Обмен Webmoney

Картина
Главная » Статьи » Мои статьи

Английская классическая акварель

До середины XVIII века акварель использовалась живописцами Англии и других стран Европы в основном в этюдах и эскизах, предварявших большие композиции. Со второй половины столетия эта техника приобретает самостоятельное значение. Она получила широкое распространение в пейзажной живописи. Художники оценили ее возможности в передаче состояния воздушной среды, тончайших световых переходов, что так важно при изображении природы. Некоторые английские мастера полностью отказались от масляных красок и стали работать только акварелью. Одним из пионеров английской акварельной живописи заслуженно признан П. Де Винт (1784 - 1849). Он виртуозно работал широкими жесткими кистями по фактурной бумаге. Его акварели замечательны чистотой цвета, в них много света и воздуха, контрастов между светлыми и темными массами.

 

 

картина П.Д.Винт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Де Винт  «Стритхемское пастбище»

 

 

Акварели Т. Гертина ( 1775 - 1802) хорошо иллюстрируют метод английской акварельной школы. Художник прожил недолгую жизнь, но его вклад в развитие акварели значителен. Его работы отличает безупречное владение акварельной техникой. Он любил начинать с предварительных прозрачных заливок теплыми тонами. Этот прием типичен для акварелистов, современников Гертина. Вот, например, «Долина Эйре».

 

картина Гертина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т. Гертин   «Долина Эйре»

 

 

 

Мастер накладывает легкие, почти прозрачные мазки, чтобы потом нанести еще несколько слоев краски. Не случайно первая прописка сделана теплым тоном, а остальные — холодным. Возникает эффект просвечивания нижележащего красноватого цвета.

Ниже показаны еще две картины Гертина, показывающие возможности акварели в передаче атмосферных эффектов.

 

картина Гертина

 

 

 

Т. Гертин   «Белый дом в Челси»

 

 

картина Гертина

 

 

 

Т. Гертин   «Радуга над Эксетером»

 

 

Шедеврами английской акварельной живописи считают картины Д. Котмэна (1782- 1842). И для этого художника характерна многослойная техника. В прекрасной его работе «Мост Греты. Йоркшир» краска кладется постепенно тонкими слоями, придавая пейзажу декоративный характер. Хотя изображение дано в деталях, его можно разделить на три пространственных плана, четко различающихся в тоне.

 

 

картина Котмэна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Котмэн    «Мост Греты. Йорк­шир»

 

 

Среди акварелистов-британцев немало маринистов. К числу выдающихся относится Р. Бонингтон (1801- 1828). Он широко использует контрасты теплых и холодных цветов, взаимно уравновешенных и потому создающих впечатление колористической целостности. Его акварели примечательны классической простотой исполнения.

Бонингтон — англичанин по происхождению — учился у известного французского художника А. Гро и почти все время жил во Франции. Он вошел в историю живописи этой страны. Выбирая пейзажные мотивы, Бонингтон решительно порывает с канонами исторического пейзажа. Природа интересует его во всех проявлениях. Он изображает море, то спокойное, то с набегающими волнами на фоне сине-голубого утреннего неба, уголки итальянских городов, пейзажи с широко раскрывающимся горизонтом. Пейзажи Бонингтона, написанные тучными красками, дают представление о возможностях акварели в передаче света, воздушной среды, глубины пространства.

Особенно типична картина  «Корабли в бушующем море». Ее композиция тщательно продумана. Паруса своим силуэтом создают основной центр зрительного притяжения. Серые холодные тона воды дают ощущение объема. А как замечательно с точки зрения техники написан силуэт корабля на дальнем фоне. Он словно растворяется в небе !

 

картина Боннингтона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р. Бонингтон   «Корабли в бушующем море»

 

Новаторскими в английской акварельной живописи первой половины XIX столетия стали и картины Д. Тернера (1775 – 1851), который переосмыслил роль цветовой среды. Он исходил из ее динамики, вечного непостоянства, неповторимости мгновенных ощущений. Акварели Тернера поражают фантастическим разнообразием цветовых нюансов. Он довел до совершенства акварельную технику.

До поступления в школу Королевской академии Тернер был учеником архитектора-топографа Т. Милтона, у которого серьезно занимался черчением и рисованием. Занятия обеспечили ему  наряду с точностью и твердостью руки строгую тренировку глаза.

В его раннем творчестве преобладают архитектурные мотивы, виды старинных зданий, руин. Особенностью этих работ являются их большие размеры. Некоторые из них по величине более соответствуют картинам, чем камерным акварелям.

Мастер имел мало предшественников. Возрастание роли акварели в тот период связано с именем Т. Гертина, который сильно повлиял на раннего Тернера. Он первый начал передавать в акварели атмосферные эффекты.

Тернер в акварельной живописи много экспериментировал, применяя разные варианты многослойного письма. Дополнительные прокладки он делал и на законченных листах. В процессе выполнения акварели для снятия красок применял промокательную бумагу, считал краску хлебным мякишем, чтобы наложить новый тон. Для передачи бликов пользовался выскабливанием или белым меловым карандашом.

Первыми зрелыми акварелями Тернера считаются его картины с видами Темзы. В них художник отходит от классических сюжетов. По свежести и богатству красок они как бы завершают его эксперименты предыдущих десяти дет. Акварели написаны артистично, в них не ощущается труда художника. Свет и цвет струятся легко и прозрачно. Картины Тернера принято делить над две группы: работы для выставок (и продажи) и для себя. Ко второй категории относятся знаменитые итальянские акварели.

Эти серии имеют различие не только в сюжетах и размерах, но и в технических приемах в зависимости от целей художника, настроения и накопленного опыта. Во время первого путешествия по Италии (1819 год) Тернер по свежим впечатлениям создает этюды Венеции, панорамы Неаполя, римской Кампании.

Работая и Италии, художник не отказывается от серого фона, так хорошо служившего ему на севере. Целый ряд римских этюдов написан на тонированной бумаге гуашью. Это можно объяснить «теплотой» гуаши, поскольку средиземноморский свет воспринимается не только ярче, но также и теплее, что лучше передается сочной, плотной гуашью.

Тернер применяет синюю бумагу, на которой он, используя экспрессивную и гибкую технику, пишет столь же точно и подробно. На синем фоне выполнена гуашь «Заход солнца. Руан».

 

 

картина Тернера

 

 

 

Д. Тернер   «Заход солнца. Руан»

 

Художник использует перо, обмакнутое в краску, для прорисовки мелких деталей. Парижские и руанские сцены с толпами людей на ярком солнце исполнены так, как будто это гравюры. С другой стороны, некоторые рисунки, выполненные гуашью, воссоздают быстро изменяющиеся атмосферные эффекты, ранние утренние туманы или затухающий дневной свет, словно они выполнены акварелью.

В период расцвета английской акварельной живописи ни один другой художник не создал ничего, хотя бы отдаленно приближающегося по мастерству к работам Тернера. Их бесконечно изящная, утонченная деталировка бесчисленными мелкими мазками была несравнима с манерой других художников.

Акварели Тернера отличаются подробной проработкой деталей и вместе с тем написаны широко, смело, свободно. Сочетание как будто противоположных приемов является уникальным свойством художника. Процесс его письма очень свoeoбpaзен. Сохранилось свидетельство человека, присутствовавшего при создании акварели «Сцена на море» 1818 года. «Сначала Тернер обильно смочил бумагу жидкой краской, а затем принялся неистово тереть, скрести, царапать, превратив рисунок в настоящий хаос. Однако постепенно начало появляться изображение корабля со всеми его мельчайшими деталями и через несколько часов акварель была полностью закончена». Как видно, в руках Тернера бумага и краски били очень податливыми материалами.

Виртуозность акварельной техники художника достигла вершин около 1840 года. Лучшими работами, написанными акварелью с гуашью и выскабливанием по карандашу, можно назвать картины «Венеция. Большой канал. Салют», а также «Ярмутский рейд».

 

 

картина Тернера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д. Тернер   «Венеция. Большой канал. Салют»

 

 

 

картина Тернера

 

 

 

Д. Тернер   «Ярмутский рейд»

 

 

Прием выскабливания всегда применялся с большим мастерством. Он служил для передачи ярких пятен света, отражающегося практически от всех объектов изображения. В некоторых своих последних работах он использовал для гуаши коричневый фон бумаги, чтобы ярче передать оттенки света ( лампы в театре, факелы или фейерверки в ночном небе).

К концу творческой жизни Тернер оставил более 260 альбомов набросков. Они дополняются многочисленными рисунками, выполненными на отдельных листах бумаги. Его наследие насчитывает около 1900 рисунков и акварельных этюдов, хранящихся в настоящее время в Британском музее.

 

 

картина Тернера

 

 

 

 

Д. Тернер   «Люцерн. Вечер»

 

 

 

картина Тернера

 

 

 

 

Д. Тернер   «Вид горы Риджи»

 

 

В 1870-х годах, когда творчеством Тернера заинтересовались импрессионисты, уже была известна теория дополнительных цветов и принцип разделения цвета. В 1871 году К. Моне и К. Писарро, побывавшие и Лондоне, были изумлены феерическими красками Тернера. Их поразили цветовые эффекты, благодаря которым английскому мастеру удалось передать впечатление белизны снега. Они убедились, что превосходные результаты достигнуты им не одной только белой краской, а бесконечными переливами цвета. Импрессионисты признали заслуги Тернера, и отголоски его влияния можно уловить в «Стогах» и венецианских пейзажах К. Моне.

Без изучения английской классической акварели, без знакомства с картинами лучших ее представителей невозможно овладеть сегодня в совершенстве этой интереснейшей техникой живописи.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: sab (06.11.2016)
Просмотров: 470 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Сделать бесплатный сайт с uCozCopyright MyCorp © 2024